9 октября 2023
Концертный зал им. П.И.Чайковского
КОНЦЕРТ
СтудияФест
К 30-летию Ансамбля солистов Студия новой музыки

Студия новой музыки при поддержке Фонда Николая Каретникова приглашает 9 октября, в 19:00 в Большой зал московской консерватории на концерт в рамках фестиваля к 30-летию ансамбля и Центра современной музыки Московской консерватории. В рамках юбилейного концерта прозвучат уникальные переложения балетов, созданных знаменитой антрепризой в сотворчестве с Пабло Пикассо, для камерного оркестра. Исполнение будет сопровождаться видеореконструкциями оригинальных спектаклей в исполнении EUROPA DANSE и GRAND OPÈRA.
ПРОГРАММА

ЭРИК САТИ
«Парад» (переложение для камерного оркестра А. Кулигина)

МАНУЭЛЬ ДА ФАЛЬЯ
«Треуголка» (переложение для камерного ансамбля А. Бесогонова)

ДАРУЮС МИЙО
«Голубой экспресс» (переложение для камерного ансамбля А. Кулигина и А. Бесогонова)

ИСПОЛНИТЕЛИ

Ансамбль солистов «Студия новой музыки»
Дирижёр Игорь Дронов

9 октября при поддержке Фонда Николая Каертникова Студия новой музыки представит балеты, ознаменовавшие новую эру в искусстве ХХ века: это «Парад» Эрика Сати, «Треуголка» Мануэля де Фальи и «Голубой экспресс» Дариуса Мийо. Спектакли создавались для дягилевских «Русских сезонов» и на премьерных показах были представлены со сценографией Пабло Пикассо.

Балет «Парад» публика увидела в 1917 году. Кроме Пикассо над ним работали хореограф Леонид Мясин и либреттист Жан Кокто, продвигавший «искусство повседневности». В качестве композитора Дягилев пригласил Эрика Сати — создателя «меблировочной музыки», которая должна была сопровождать повседневную жизнь людей в общественных местах. Работая над балетом, Кокто описывал в заметках псевдоамериканскую эстетику, а Сати сочинял к ним музыкальный эквивалент — коллаж из уличных мелодий, фуг, хоралов, маршей и регтаймов. На это накладывались звуки города: стук пишущей машинки, рёв двигателей и сирены.

Два года спустя появился балет «Треуголка». Пикассо создал к нему двадцать вариантов декораций и костюмов, сам расписывал занавес и лично гримировал артистов. Музыку к спектаклю написал Мануэль де Фалья — один из лидеров испанского музыкального Возрождения. В «Треуголке» он в изобилии использовал народные танцы: фламенко, хоту, сегидилью, фанданго, фарукку и другие. Работая над балетом, де Фалья вместе с Мясиным провели три месяца в Испании: там хореограф занимался с танцовщиком Феликсом Фернандесом. Многому его научил и Пикассо, помогая передать дух Испании.

В 1922 году Пикассо написал картину «Две женщины, бегущие по пляжу» («Бег»). Дягилев был в восторге от этой работы и предложил её качестве занавеса для пародийного балета «Голубой экспресс». Название спектакля отсылает к известному поезду, на котором молодые парижане в модных костюмах от Коко Шанель ездили в Монте-Карло и на пляжи Довиля. Лёгкости и юмора постановке добавляла музыка Дариуса Мийо, где классические формы перемежались со спортивными маршами. «“Голубой экспресс” — больше, чем фривольная музыка, — сказал Кокто, — это памятник фривольности. А ещё это памятник юношеской красоте».

Made on
Tilda